Познание А т м а н а (Атма-видья)* Однажды один из преданных, выдающийся поэт Муруганар, дал Учителю лист бумаги, на котором он в стихах написал, что Самопознание, познание Себя, А т м а н а — самая лёгкая вещь, и попросил Его завершить стихотворение. Приведённые ниже пять строф — ответ Бхагавана на эту просьбу. Познание А т м а н а — лёгкая вещь, Легчайшая вещь из существующих. Истинное Я — нечто вечно реальное даже для наиболее ординарных людей, И плод нелли1 в руке, можно сказать, иллюзия в сравнении с Ним. 1. Истинное Я, сияющее, как Солнце, внутри Сердца, Реально и всепроникающе. ОНО обнаруживает Себя, как только уничтожена ложная мысль И ни одной крапинки её не остается, Ибо эта мысль — причина появления ложных форм, Тела и мира, Которые кажутся реальными вопреки истинному Я, Твёрдо стоящему, Всегда неизменному, прочному, как Истина сама. Когда А т м а н сияет, то тьма рассеивается, несчастья исчезают И остаётся только Блаженство. 2. Мысль “Я — тело” есть нить, на которую нанизаны различные мысли, словно бусы. Следовательно, при глубоком погружении С вопросом “Кто я и откуда?” мысли исчезнут, И осознание Я вспыхнет как “Я — Я” В пещере Сердца каждого искателя. И это — Небеса, Это — то Безмолвие, обитель Блаженства. 3. В чём польза от знания иного, нежели истинное Я? Что ещё остаётся познать, когда истинное Я познано? При осознании в себе А т м а н а — самолучезарного Единого в мириадах “я” — Свет истинного Я ясно сияет внутри. Это действительно подлинное проявление Милости, Смерть эго И раскрытие Высочайшего Блаженства. 4. Для того чтобы путы судьбы и их следствия были окончательно развязаны, А также для освобождения от круговорота рождения и смерти, Этот путь гораздо легче других, Поэтому сохраняйте спокойствие и храните внутреннюю Тишину — В речи, в мыслях, в движеньях. Тогда Лучезарный А т м а н откроется внутри. Это — Высочайший Опыт. Страх исчезнет. Это — беспредельное море Совершенного Блаженства! 5. Аннамалай!2 Трансцендентальное Единство, Что есть Глаз, превосходящий глаз ума, который познаёт зрение и другие чувства, которые, в свою очередь, освещают Небо и все другие элементы. Что есть Небо Духа, в котором появляется небо ума, Что сияет внутри Сердца, совершенно свободного от любой мысли, И с фиксированным внутрь взглядом пребывает как ТО; Аннамалай, свечение лучезарного Я. Но Милость3 необходима больше всего. Поэтому будь предан истинному Я И придёшь к Блаженству.
* Публикуется по изданию: "Шри Рамана Махарши: Собрание произведений", Санкт-Петербург, Шри Раманашрам, “Экополис и культура”, 1999, с. 187 – 189.
|