Познание А т м а н а (Атма-видья)* Однажды один из преданных, выдающийся поэт Муруганар, дал Учителю лист бумаги, на котором он в стихах написал, что Самопознание, познание Себя, А т м а н а — самая лёгкая вещь, и попросил Его завершить стихотворение. Приведённые ниже пять строф — ответ Бхагавана на эту просьбу.
Познание А т м а н а — лёгкая вещь,
Легчайшая вещь из существующих.
Истинное Я — нечто вечно реальное
даже для наиболее ординарных людей,
И плод нелли1 в руке, можно сказать,
иллюзия в сравнении с Ним.
1. Истинное Я, сияющее, как Солнце, внутри Сердца,
Реально и всепроникающе.
ОНО обнаруживает Себя, как только уничтожена
ложная мысль
И ни одной крапинки её не остается,
Ибо эта мысль — причина появления ложных форм,
Тела и мира,
Которые кажутся реальными вопреки истинному Я,
Твёрдо стоящему,
Всегда неизменному, прочному, как Истина сама.
Когда А т м а н сияет, то тьма рассеивается,
несчастья исчезают
И остаётся только Блаженство.
2. Мысль “Я — тело” есть нить,
на которую нанизаны различные мысли,
словно бусы.
Следовательно, при глубоком погружении
С вопросом “Кто я и откуда?” мысли исчезнут,
И осознание Я вспыхнет как “Я — Я”
В пещере Сердца каждого искателя.
И это — Небеса,
Это — то Безмолвие, обитель Блаженства.
3. В чём польза от знания иного, нежели истинное Я?
Что ещё остаётся познать, когда истинное Я познано?
При осознании в себе А т м а н а —
самолучезарного Единого в мириадах “я” —
Свет истинного Я ясно сияет внутри.
Это действительно подлинное проявление Милости,
Смерть эго
И раскрытие Высочайшего Блаженства.
4. Для того чтобы путы судьбы и их следствия
были окончательно развязаны,
А также для освобождения от круговорота
рождения и смерти,
Этот путь гораздо легче других,
Поэтому сохраняйте спокойствие
и храните внутреннюю Тишину —
В речи, в мыслях, в движеньях.
Тогда Лучезарный А т м а н откроется внутри.
Это — Высочайший Опыт.
Страх исчезнет.
Это — беспредельное море
Совершенного Блаженства!
5. Аннамалай!2 Трансцендентальное Единство,
Что есть Глаз, превосходящий глаз ума,
который познаёт зрение и другие чувства,
которые, в свою очередь, освещают Небо
и все другие элементы.
Что есть Небо Духа, в котором появляется небо ума,
Что сияет внутри Сердца,
совершенно свободного от любой мысли,
И с фиксированным внутрь взглядом пребывает как ТО;
Аннамалай, свечение лучезарного Я.
Но Милость3 необходима больше всего.
Поэтому будь предан истинному Я
И придёшь к Блаженству.
* Публикуется по изданию: "Шри Рамана Махарши: Собрание произведений", Санкт-Петербург, Шри Раманашрам, “Экополис и культура”, 1999, с. 187 – 189.
|